Skip to content


Незамутненные дети

Маленьким детям порой удается быть более конгруэнтными, чем взрослым… пока взрослые совершенно их не запутывают их правилами в процессе воспитания:

Я: «Ты любишь Анну?»
Ганс: «Да, очень».
Я: «Было бы тебе приятнее, если бы Анны не было, или ты рад, что она есть?»
Ганс: «Мне было бы приятнее, если бы она не появилась на свет».
Я: «Почему?»
Ганс: «По крайней мере она не кричала бы так, а я не могу переносить крика».
Я: Ведь ты и сам кричишь?»
Ганс: «А ведь Анна тоже кричит».
Я: «Почему ты этого не переносишь?»
Ганс: «Потому что она так сильно кричит».
Я: «Но ведь она совсем не кричит».
Ганс: «Когда ее шлепают по голому роро, она кричит».
Я: «Ты уже ее когда-нибудь шлепал?»
Ганс: «Когда мама шлепает ее, она кричит».
Я: «Ты этого не любишь?»
Ганс: «Нет… Почему? Потому что она своим криком производит такой шум».
Я: «Если тебе было бы приятнее, чтобы ее не было на свете, значит, ты ее не любишь?»
Ганс: «Гм, гм…» (утвердительно).
Я: «Поэтому ты думаешь, что мама отнимет руки во время купания и Анна упадет в воду…»
Ганс (дополняет): «…и умрет».
Я: «И ты остался бы тогда один с мамой. А хороший мальчик этого все-таки не желает».
Ганс: «Но думать ему можно».
Я: «А ведь это нехорошо».
Ганс: «Когда об этом он думает, это все-таки хорошо, потому что тогда можно написать об этом профессору» [т.е. Фрейду].

(З. Фрейд. Анализ фобии пятилетнего мальчика)

Из этого отрывка диалога, в котором участвуют пятилетний Ганс и его отец, хорошо видно, как пятилетний Ганс ещё не воспринял запрета на «плохие мысли», который пытается навязать его отец (А хороший мальчик этого все-таки не желает). Ганс конфронтирует его замечание  («Но думать ему можно»), и затем еще раз, уже с аргументом о возможной пользе этих фантазий для последующего анализа («…это все-таки хорошо, потому что тогда можно написать об этом профессору«).

Тут он гораздо лучше своего отца понимает, что фантазия и действие — это совсем не одно и то же.

Posted in Реплика.

Tagged with .


0 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.



Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.